Оцените наш сайт

Результат опроса Результаты
Все опросы нашего сайта Архив опросов
Всего голосовало: 2965
Обсудить на форуме

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


» Зарегистрировано

Всего: 1063
Новых за месяц: 6
Новых за неделю: 1
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

» Из них

Парней: 960
Девушек: 103

 

Главная » Статьи » Наши друзья


История 103 воздушно-десантной дивизии (1944 – 1991 гг.) вторая часть

Имя парашютиста-испытателя. Лауреата Государственной премии СССР гвардии полковника Петра Ивановича Долгова широко известно. Он обладатель многих мировых рекордов. Никто в мире, кроме Долгова, столько раз не катапультиро­вался из различных самолетов, на разных скоростях и высотах.

Его судьба тесно связана с судьбой дивизии. В годы Великой Отечественной войны Петр Иванович командовал одной из рот автоматчиков нашего соединения.

Он погиб 1 ноября 1962 года при прыжке с парашютом из глубины стратосферы. Его жизнь—это подвиг во имя науки, ступень в борьбе за покорение воздушного океана. За образцовое выполнение заданий по испытанию новых парашютов и других средств десантирования, мужество и героизм гвардии полковнику П.И. Долгову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

В 1962 году воины-десантники соединения освоили совершение парашютных прыжков вслед за десантируемой техникой. В этом же году гвардейцы участво­вали в учениях войск стран Варшавского Договора «ВЛТАВА» и получили благодарность Министра Обороны ЧССР.

Высокие морально-боевые качества показал личный состав части в 1967 году на учениях «ДНЕПР». В годы войны и на послевоенных учениях не раз выбрасывались многотысячные парашютные десанты. Но такого воздушного десанта, какой был выброшен на учении «ДНЕПР», история еще не знала. По итогам учения личному составу дивизии Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко объявил благодарность.

В июле 1967 года, первым среди десантников, совершил парашютный прыжок в условиях суровой Арктики представитель нашей дивизии, хирург, майор медицинской службы Н.Я. Вороненко. Он приземлился на остров Хейза, Земля Франца-Иосифа, где спас жизнь главному механику полярной станции, Впослед­ствии этот факт лег в основу сценария кинофильма «Ночной прыжок».

Особой строкой в биографию дивизии вписан 1968 год. С 21 августа по 20 октября дивизия по приказу правительства находилась на территории Чехословакии. Время дало оценку той неоправданной акции, названной интернациональ­ной. Но, как говорится, из песни строк не выбросишь. И все же следует сказать, что десантники на земле Чехословакии вели себя достойно, а не как оккупанты.

Насыщенными боевой учебой были 70-е годы для гвардейцев 103-й ВДД. Даже краткая хронология событий тех лет говорит о многом,

В 1970 году личный состав соединения показал высокие морально-боевые качества на учениях «БРАТСТВО ПО ОРУЖИЮ», которые проходили на терри­тории ГДР.

В марте 1972 года дивизия принимала активное участие в проведении учений «ЩИТ-72».

1975 год. На вооружение дивизии поступает новая техника и вооружение. Гвардейцы первыми в ВДВ совершили парашютные прыжки из скоростных самолетов АН-22 и ИЛ-76.

Гвардейцы-десантники показали образцы мужества и воинского мастерства на учениях «ВЕСНА-75» и «АВАНГАРД-76».

В феврале 1978 года на территории Белоруссии состоялись общевойсковые учения «БЕРЕЗИНА», в которых принял участие и парашютно-десантный полк 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Впервые десантная часть в полном составе с техникой и вооружением десантировалась с самолетов Ил-76. Это потребовало большой дополнительной работы летчиков и десантников. Накануне учений у десантников побывал Генеральный Конструктор, Герой Социалистического Труда Г.В. Новожилов, под руководством которого был создан новый самолет Ил-76. Многочисленные тренировки, занятия с техникой сделали свое дело. Действия десантников на учениях были очень высоко оценены, особенно командиров батальонов, братьев майоров Анатолия и Виталия Забабуриных. Но главное — учения явились школой переподготовки к массовому освоению ВДВ новых самолетов.

Афганистан... Сейчас много говорят и пишут о той затянувшейся войне.

Десантники нашей дивизии 26 декабря 1979 года первыми входили в далекую, выжженную солнцем страну. Уходили последними. За почти 10 лет войны тысячи гвардейцев были испытаны на прочность. Они умело действовали в сложных географических и климатических условиях, а порой и в критической обстановке.

Как известно, воздушно-десантные войска, принимавшие участие в оказании интернациональной помощи Афганистану, на первом этапе действовали в качестве передового отряда ограниченного контингента Советских войск, вводимых в страну. Как проходила переброска в Афганистан нашего соединения и других частей ВДВ заслуживает особого внимания. Вот как об этой операции рассказывается в книге «Воздушно-десантные войска: вчера, сегодня, завтра», вышедшей в одном из российских издательств. «Воздушный десант в составе 103-й ВДД (командир генерал-майор И.Ф. Рябченко) и 345-го отдельного парашютно-десантного полка (командир подполковник Н.И.Сердюков) в ходе воздушно-десантной операции был высажен посадочным способом на два аэродрома и выполнил возлагаемые на него задачи до подхода основной группировки мотострелковых и танковых частей.

В составе сухопутной группировки в Афганистан вошла своим ходом 56-я десантно-штурмовая бригада (командир подполковник А.П. Плохих).

Подготовка к десантированию проводилась под видом учения и имела ряд особенностей. Она началась приведением частей и подразделений в повышенную боевую готовность.

Десантирование (кроме подразделений, предназначенных для захвата аэродромов и обеспечения высадки основных сил десанта) планировалось осуществлять, посадочным способом. В связи с этим были уточнены расчеты на переброску по воздуху, проведены мероприятия по переводу частей десанта с режима постоянной готовности к десантированию парашютным способом на посадочный способ. Средства десантирования, установленные на боевой технике, были демонтированы, проведена расшвартовка парашютных платформ, с десантируемыми боеприпасами и другими грузами. На проведение этих мероприятий было затрачено 10—12 часов.

Выдвижение частей десанта на аэродромы осуществлялось в течение суток комбинированным способом: на ближние – своим ходом и железнодорожным транспортом, а на значительно удаленные от пунктов дислокации — самолетами ВТА.

Для обеспечения скрытности предстоящих действий задача командирам частей и подразделений ставилась только на десантирование, без раскрытия аэродро­мов, высадки и характера боевых задач. Личный состав получил задачу готовиться к десантированию посадочным способом и вступлению в бой сразу после посадки.

Части и подразделения в течение нескольких суток находились на аэродромах исходного района. Вооружение и техника на большинстве аэродромов были загружены в самолеты, на некоторых аэродромах боевые машины, бронетран­спортеры, автомобили и другое вооружение находились в полевых парках, сформированными по самолетным группам. Старший каждой группы знал бортовой (порядковый) номер своего самолете и фамилию командира экипажа, что впоследствии помогло быстро произвести погрузку и посадку в самолеты.

С подразделениями в непосредственной близости от аэродромов были организованы занятия по боевой подготовке по тематике, соответствующей предстоящим действиям. В ночное время личный состав располагался вблизи аэродромов в клубах, спортзалах, других приспособленных помещениях и в палатках.

Экипировка десантников состояла из шапки, зимней десантной формы, сапог и валенок, которые одевались в зависимости от температуры и влажности воздуха. Каждый солдат, сержант и офицер имел укомплектованный десантный рюкзак, оружие и снаряжение. Опыт боевых действий в дальнейшем показал, что в состав экипировки в самом начале операции необходимо было включить каски и бронежилеты.

 Для десантирования выделялись самолеты трех типов: Ан-12, Ан-22 и идущий им на смену Ил-76. В грузовых кабинах самолетов поддерживался надлежащий температурный режим, при нахождении на аэродромах периодически проводился обогрев кабин.

Вооружение и техника передовых частей заблаговременно были загружены в самолеты. Эскадрильи и полки ВТА, десантировавшие эти парашютно-десантные и артиллерийские части, могли начать взлет через 40-50 минут после получения приказа на вылет.

24 декабря 1979 года Министр обороны СССР Д.Ф. Устинов провел совещание, на котором присутствовали его заместители, главнокомандующие Сухопутными войсками, ВВС и войсками ПВО, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Д.С. Сухоруков. На совещании Министр обороны объявил о принятии руководством страны решении ввести войска в Афганистан, подписал соответствующую директиву.

Участие Советских войск в боевых действиях директивой не предусматривалось, не был определен также порядок применения оружия в целях самообороны. Имелось в виду, что войска расположатся гарнизонами и возьмут под охрану объекты, высвободив тем самым афганские части для активных действий против оппозиции. Токов был первоначальный план...

В 15.00 25 декабря 1979 года самолеты военно-транспортной авиации с воздушным десантом на борту вошли в воздушное пространство Афганистана и двумя колоннами направились к назначенным аэродромам.

Десантирование частей осуществлялось посадочным способом на аэродромы Кабул и Баграм. Условия посадки и взлета этих двух близко расположенных аэродромов определили необходимость десантирование осуществлять группами по 6 — 12 самолетов. На посадку, выгрузку и взлет группы отводилось не более одного часа.

Для решения непредвиденных задач и выброски, при необходимости, непосред­ственно на аэродром, в двух парашютно-десантных полках было подготовлено для десантирования парашютным способом (без боевой техники) по одному батальону, но обстановка не требовала их применения. Парашютно-десантное подразделения, обеспечивающие высадку, блокировали подразделения охраны, зенитные батареи, осуществлявшие ПВО аэродромов, а также предотвратили несанкционированный взлет афганских самолетов и вертолетов, создав благоп­риятные условия для высадки главных сил десанта.

Выгрузка техники и грузов из самолетов осуществлялась по мере их посадки в течение 15—30 минут. Боевые машины и автомобили выгружались своим ходом и сосредотачивались в назначенных пунктах. Материальные средства и военное имущество выгружались из самолетов на грунт, сосредотачивались в 40—50 метрах от рулежных дорожек и затем перевозились в места складирования в намеченных районах расположения частей.

Основные силы десанта (103-я ВДД) были высажены на аэродром КАБУЛ и часть сил (345-й опдп)—на аэродром БАГРАМ.

По завершении высадки части десанта сосредоточились в назначенных районах, где им были поставлены конкретные задачи. Они заключались, главным образом, в блокировании основных правительственных учреждений, воинских частей, верных оппозиции и важных объектов как в Кабуле, так и вблизи него. Командиры частей и подразделений получили на аэродромах после высадки планы города и карты в нанесенной графически задачей и краткой пояснительной запиской. Эти документы были заблаговременно подготовлены оперативной группой штаба Воздушно-десантных войск.

К этому времени обстановка в городе уже резко отличалась от той, что была двое суток назад. Активизировалась оппозиция, решив оказывать вооруженное сопро­тивление советский войскам. Первыми это ощутили на себе десантники. В этой обстановке особая ответственность легла на плечи командиров парашют­но-десантных полков 103-й ВДД: 317-й пдп (командир подполковник Н.В. Батюков), 350-й пдп (командир подполковник Г.И. Шпак), 357-й пдп (командир подполковник К.Г. Литовчик).

Выполнение первых задач было возложено на усиленные парашютно-десантные батальоны, действовавшие на боевых машинах БМД-1...

Сейчас это все уже стало историей, а ее переписать заново нельзя. Как нельзя забыть и то, что во время ведения боевых действий на территории Республики Афганистан безвозвратные потери дивизии составили 907 человек. Среди погибших 96 офицеров, 12 прапорщиков, 184 сержанта и 615 рядовых десантников. Без вести пропавших в дивизии—10 человек (один сержант и девять рядовых).

Не по рассказам многие из нас знают о мужестве десантников, когда они взбирались по отвесным скалам афганских гор для разгрома группировок моджахедов, засланных из Пакистана. Десантники поднимались на снежные вершины Саланга для обеспечения этой афганской «дороги жизни». Прикрывали подступы к Кабулу, несли службу в раскаленных песках Пули-Хумри. Под знойными ветрами вели ожесточенные бои с войсками оппозиции в провинции Кандагар. Спасали от голода и болезней афганских детей, стариков, женщин. Невозможно перечислить все примеры бесстрашия и героизма воинов-десантни­ков.

За этот период более 11 тысяч воинов-интернационалистов, служивших в дивизии, награждены орденами и медалями. Из них:

— орденом Ленина — 16

- орденом Красного Знамени — 138

— орденом Красной Звезды — 3277

- медалью «За отвагу» — 3891

— медалью «За боевые заслуги» — 2902.

На Боевом Знамени соединения к орденам Красного Знамени и Кутузова II степени в 1980 году добавился орден Ленина.

Гордостью воинов-десантников стали подвиги и ратная служба однопол­чан, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза. Гвардии старшие сержанты Н. Чепик и А. Мироненко (1980 г.) посмертно, генерал-майор А. Слюсарь и гвардии майор А. Солуянов (1983 г.), гвардии ефрейтор А. Корявин (1985 г.) посмертно, гвардии старший лейтенант В. Задорожный (1986 г.) посмертно, генерал-майор П. Грачев, (1988 г.) – эти фамилии золотыми буквами вписаны в историю дивизии на земле Афганистана.

Из Афганистана 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия возвратилась к месту постоянной дисклокации в Витебск 15 февраля 1989 года. Почти 10 лет она участвовала в той необъявленной войне. Политики, историки, время еще дадут твои оценки, сделают выводы обо всем происходящем за долгие, тревожные дли многих советских семей годы. Но то море цветов, слез счастья, дружеских рукопожатий, которыми встретил город своих гвардейцев, каждому десантнику-«афганцу» запомнились на всю жизнь. Их встретили Отчизна, народ как своих героев, честно выполнивших свой воинский и интернациональный долг.

Ну а тех земляков-белорусов, кто не вернулся из-за Гиндукуша помнят на Витебщине. В областном центре их именами названо пять улиц (Леонид Белицкий, Олег Тувальский, Александр Даниленков, Анатолий Маврин и Станислав Гуринов).

1990-й год вписал новые строки в биографию соединения. В связи со сложной обстановкой на некоторых участках границы в начале года дивизия была передана в подчинение руководства погранвойск КГБ СССР. Гвардейцам неод­нократно приходилось действовать по прямому назначению, то есть охранять рубежи Отчизны. Десантники подтвердили свой высокий боевой, потенциал,
многий удостоились государственных наград. И среди них гвардии старший лейтенант Сергей Матвеев. Возглавляя дозор, офицер предотвратил проникновение из-за границы крупной партии контрабанды. Во время событий на советско-иранской границе отличились и гвардии старшие лейтенанты Игорь Ульянкин, Валерий Ахматшин, гвардии лейтенант Юлузбек Евкуров, гвардии сержант Салим Назаров, гвардии рядовой Батыр Азизов. Каждый из них имеет на своем счету более десяти задержаний нарушителей границы

Но вот наступил август 1991-го года, всколыхнувший не только всю страну, но и заставивший замереть мир. Государственный путч 19 августа стал новым рубежом в развитии политического процесса на территории бывшего СССР и одновременно в истории нашего соединения. Витебская воздушно-десантная возвратилась в лоно родных ВДВ, за полтора года не растеряв своего гордого
десантного духа и приобретя кое-какой полезный опыт. И хотя новый перевод был связан с большими трудностями и издержками, для наших десантников он был желанным и естественным.

Сегодня гвардейцы Витебской воздушно-десантной дивизии продолжают бога­тые традиции своих предшественников уже в новом качестве — в составе Воору­женных Сил Республики Беларусь. И как не лестно быть одним из самых мобильных и боеготовых соединений в республиканской армий, наши десантники не собираются почивать на лаврах, имя прославленной дивизии обязывает настойчиво совершенствовать боевую подготовку
Категория: Наши друзья | Добавил: tyz (19.10.2009)
Просмотров: 8164 | Рейтинг: 4.3/7 |
Всего комментариев: 0

 
В огне сражений выкован спецназ, Победы дух доступен лишь для нас. Мы защитим от бед родимый дом И славу поколений сбережём.

Бригады дух могуч, непобедим, Своих Героев подвиг славный чтим, Герои те в сердцах у нас горят- Бессмертен подвиг храбрых тех ребят.

Припев Шагай, бригада, гордою стопой, Железный дух твой славен боевой, Присяге будем мы всегда верны, Спецназ - надёжный щит родной страны.

Наш почерк ярок, дерзок и незрим, На страже Беларуси мы стоим, Всегда мы там, где лютый ураган, И песня боевая, и Афган.

В огне сражений выкован спецназ, Победы дух доступен лишь для нас. Мы защитим от бед родимый дом И славу поколений сбережём.





  • Охранные услуги

    Заключение Договора оказания услуг пультовой и физической охраны

    tb-security.ru

  • l-distance.ru

    Повышение квалификации строителей. Проектировщиков! Дистанционно! Звоните

    l-distance.ru

  • Охранные услуги

    Заключение Договора оказания услуг пультовой и физической охраны

    tb-security.ru

  • l-distance.ru

    Повышение квалификации строителей. Проектировщиков! Дистанционно! Звоните

    l-distance.ru



>

5 обр Спн г. Марьина Горка *** Неофициальный сайт *** - спецназ ГРУ, ВДВ, разведка, десантники! Создан Адерихо Е.А tyz.lt@mail.ru ICQ 559503494 Карта сайта 



5 ОбрСпн г. Марьина Горка лучшая бригада Спецназа ГРУ Создан Адерихо Е.А tyz.lt@mail.ru ICQ 556545706 Карта сайта 
        Рейтинг Военных Сайтов Каталог TUT.BY