Белорусский портал о спецназе и ВДВ нужен или нет ?

Результат опроса Результаты
Все опросы нашего сайта Архив опросов
Всего голосовало: 1594

Девушек: 104

Главная » Статьи » Афганистан

ПЕРВЫЙ БОЙ ЗАМКОМБАТА

Расскажу про свой первый выход в горы на операцию. Около месяца никуда не ходил - Быков дал время на адаптацию. Новичков на войну не посылали минимум месяц. Но каждый день — утренняя физзарядка. В строю все, в т.ч. офицеры и прапорщики. Увиливали только тыловики и службы обеспечения, повара и т.д. Начиналась зарядка кроссом на 6 км. Потом гимнастика. Необходимость этого я понял уже на первом выходе. Если бы не эта зарядка, не знаю, как бы я перенес выход. Новый НШ батальона от зарядки (кросса) увиливал. После первого выхода я спустил­ся с гор самостоятельно. Его, здоровяка, симпатичного молодого парня, принесли. Не раненным, а с сердечным приступом. После госпиталя он к нам больше не вернулся.

Операцию спланировали в Бабурском ущелье, которое выходило к Ку-нару по дороге на Джелалабад. Контролировали ущелье душманы. На нави­сающих над входом в ущелье горах располагались их посты. Ущелье выхо­дило в долину Кунара сухим руслом, над которым стоял железобетонный мост. Мост с двух сторон, как и всю дорогу Асадабад — Джелалабад, охра­няли посты «зеленых». Все бы ничего, но посты душманов, находящиеся на

256

вершинах гор и пользующиеся своей неуязвимостью, обстреливали практи­чески весь транспорт, двигающийся по дороге через мост. Доставалось и нашим колоннам. Большого вреда стрельба из стрелкового оружия не при­носила, но раздражала. Иногда были ранения. А приезд в батальон комбри­га даже однажды принес гибель сержанта, возвращавшегося на броне из госпиталя. Вот этих «душков» мы и решили немного проучить, так как сил для зачистки ущелья у батальона, естественно не было.

Операцию назвали «Ловля на живца». Суть ее заключалась в том, что ночью отряд силами двух рот (реально это получалось около 100 с неболь­шим пеших бойцов) скрытно выдвигался к кишлаку, где располагался исламский комитет, и занимал оборону на ближайшей горе. А потом на эту горку наши вертушки десантируют группу около десятка человек. Духи отправятся ловить группу, а получат сами по всем зубам, как положено.

Расчет оправдался полностью. На первый выход готовлюсь тщатель­но. Пристрелял автомат. Подобрал и подогнал нагрудник — «лифчик» по-народному. Взял пять полных магазинов, несколько пачек с патронами, бросил про запас четыре гранаты. Пистолет Сечкина с сотней патронов на боку. Сигнальный пистолет с двумя десятками патронов к нему. Деся­ток сигнальных ракет. Парочка ракет осветительных. Четыре дыма. Би­нокль дневной и ночной БН-2. Радиостанция Р-392 с двумя запасными аккумуляторами. Сухпай взял весь. По опыту знаю, что в ход идут даже галеты, которые в Союзе на учения редко брали с собой. Запас воды — две пластиковые фляги по 1,7 литра. Одна в РД-54 как НЗ, вторая рядом, под руками, для утоления жажды. Автомат, по совету старожилов, взял «ста­рый» — 7,62 мм. Говорили, что более надежный и пуля солиднее. Долго колебался в выборе обуви. Старожилы ходили в основном в кроссовках. Остановился все же на ботинках с высоким берцем, в которых ходил обыч­но. Ну, и какой командир без карты, фонарика, компаса, карандаша. Сло­вом — «Рембо» к бою готов. Задача — находиться при выдвижении рядом с комбатом, место-на марше — за радистом комбата. С выходом на место — при командире 3-й роты. В командование ротой не вмешиваться. В случае необходимости — действовать по складывающейся обстановке.

Утром перед выходом обычная суматоха. Комбат доводит боевой приказ на выход. С командирами разбираем вопросы взаимодействия. Затем про­верка готовности к выходу рядового состава. ПНШ проверяет списки вы­ходящих. Все. Все готовы.

«Броня» выходит из парка и становится вдоль канала ГЭС. Садимся на «броню». Поехали. К мосту Бабура колонна подходит в сумерках. Вдоль дороги тянется густая пелена пыли. Рев моторов эхом отбивается от скал. Наблюдают за нами духи или ушли на отдых?

Проходим мост. «Зеленые» настороженно наблюдают из-за укрытий постов. Метров через двести «броня» притормаживает, мы валимся на землю и скрываемся в зарослях кустарника. «Броня» уходит дальше.

Командиры проверяют людей и докладывают о готовности. Заряжаем оружие — патрон в патронник. Ждем окончательной темноты. Горы по­степенно теряют свои очертания, темнота сгущается. Начинаем движение вдоль дороги к сухому руслу ущелья, дальше по руслу, прижимаясь к об-

257

рывистым берегам, с камня на камень, след в след, чтобы избежать попа­дания на мину.

Проходим под мостом. Интересно, видели нас «зеленые» или нет. Углубляемся в ущелье. Горы постепенно расступаются. Темнота почти кромешная. Небо затянуто тучами. Жарко, душно. Явственно чувствуется приближение грозы. Уже где-то слышны раскаты грома, дальше отблески молнии. Проходит час, второй. Русло все круче поднимается в горы. Рюк­зак уже не кажется таким легким. Пот заливает глаза. Одежда уже давно промокла насквозь. Сказывается напряжение в постоянном ожидании за­сады. Если заметили нашу высадку и движение в ущелье — в русле пере­бьют, как куропаток. Но вокруг тишина. Сражаемся только с жарой.

1,5 литра воды, которые планировал на сутки, почти на исходе. Сна­чала не пил. Старался держаться, но все же не выдержал. Глоток за глот­ком, и фляга пуста. Сделать бы привал, что ли, но комбат молчит. Первы­ми не выдерживают солдаты. По цепочке докладывают об упавших в об­морок. Один, второй, третий. Подходит врач батальона, после очередной остановки для оказания помощи упавшему: «Предложи комбату сделать привал. Если дальше пойдем — начнут падать еще больше».

Я и сам чувствую, что силы уже на исходе. Иду уже на автопилоте. Иду к комбату. «Хорошо, привал!» — соглашается тот. Тут же падаю рядом с ним. «Вода есть?» — спрашивает Быков. «Есть», — отвечаю и лезу в рюкзак за второй флягой. Через минуту уже пожалел, что предложил воду. Быков опрокидывает флягу, раздается бульканье и я получаю обратно практически пустую флягу. Со злобой допиваю остатки. Не знаю, посту­пил ли он так специально, не спрашивал. Но урок я получил хороший. Больше свой личный запас воды, НЗ, я не давал никому, берег до конца.

Как спасение, звучит доклад разведдозора:

— Нашли воду!

Поднимаюсь. Иду вперед. Вода — лужа в камне размером 1x2 метр. Но вода. Наполняю себе фляги. Через 20 минут продолжаем движение. Жара не спадает, продолжает душить. Быстрей бы пошел дождь, но дождя нет. Еще полчаса — и мы у подножья намеченной горы.

Минутная остановка, уточняем местонахождение и начинаем подъем вверх. Перед подъемом меняем боевой порядок. Ухожу в роту. Ротный интересуется самочувствием, предлагает помощь и забирает у меня рюк­зак. Молча снимаю рюкзак и отдаю. Вот я и стал альпинистом. Ноги впереди и выше меня. Шорохи подо мной. Где-то через полчаса решаю посмотреть на сколько поднялись вверх. По спине тут же пробежал холод­ный озноб. Сзади была чернота и пустота. Если упасть со скалы, тебя уже никто не соберет.

«Больше не оборачиваться. Смотреть только вверх и вперед, не па­никовать», — даю установку сам себе. Светает. Мы на отроге главного хребта. С двух сторон обрывистые ущелья. Отрог метрах в двухстах за­канчивается таким же обрывом к главному ущелью. Между главным хреб­том и нами небольшая седловина и дальше пологий подъем поросший кустарником.

258

По плану мы в бой вступаем только в случае необходимости. Насту­пает утро. Вот-вот появится солнце. Оно уже освещает вершину хребта. Слышится треск вертолетных двигателей. А вот два Ми-8 по очереди цеп­ляются за верхушку горы, видно, как с них соскакивают люди. Вертолеты тут же уходят. Ну что же, с Богом, начали.

Наше расположение оказалось достаточно хорошим, с точки зрения размещения резерва. Но непосредственного участия в бою мы так и не принимали. Со своей позиции я прекрасно наблюдал само ущелье, окру­жающие хребты и отроги.

В дальнейшем, когда на вершине завязался бой и духи, по всей види­мости, запросили подкрепление, мы прекрасно видели выдвижение со всех концов ущелья их отрядов. Стали корректировать огонь артиллерии с позиций нашей бронегруппы, а потом и авиации. Одна из групп дошла до подъема на хребет по дну ущелья, над которым мы сидели. Но до них было очень далеко. Мы планировали расстрелять их в спину, когда они будут подниматься по противоположному склону.

Склон оказался более пологим, чем тот, по которому мы поднялись. Но кустарник оказался настолько густым, что, как только они дошли до «зеленки», мы их больше не видели. Стрелять вслепую было бессмыслен­но. Так и просидели в резерве весь день, вслушиваясь в картину боя по радиостанции и корректируя огонь приданных средств. Видели только, как комбат запустил две управляемые ракеты ПТРК по дому исламского комитета, над которым развевался зеленый флаг. Второй снаряд вошел точно в окно. Да еще сражались с жарой. Спасала листва падуба, воды почти не было. Когда я достал флягу, набранную в луже ночью, она ока­залась на 2/3 заполненной илом. Ночью этого не было видно. Пришлось выпить и эту муть. Нашим на противоположной вершине было еще хуже. Стрельба не утихала. О жаре они и не думали. Вскоре поступил доклад о ранениях. Слава Богу, обошлось без серьезных потерь. Все свои позиции удержали. Наша помощь так и не понадобилась.

Вечером над вершиной опять появились «восьмерки». Они забрали раненых и замкомбрига, который утром прилетел посмотреть эту зава­рушку. Миссию свою мы посчитали выполненной и стали возвращаться домой. Уходили разными маршрутами. Комбат со своей ротой обратно пошел по хребту, не спускаясь в ущелье. Мы же возвращались по старому пути. Это поддержало меня еще раз. Со своего отрога мы спустились в ущелье с противоположной стороны, ближе к кишлакам. Отчасти, не же­лая на спуске сталкиваться в сумерках с отходящими остатками духов. Спустились прямо на лагерь духов.

В скалах у подножия были пещеры, остатки стоянки людей и костри­ща. Людей не было. Но на дне ущелья была вода! Ручей здесь еще не ушел в песок и под камни. Мы осмотрелись, выставили охранение и попадав на берегу стали пить прямо из ручья. Вода была прохладная и вкусная. Силы буквально возвращались в тело.

Запасшись водой, осторожно спускаемся в главное русло ущелья. Вок­руг тишина, как-будто и не было стрельбы и взрывов целый день. Выхо­дим на старый маршрут.

259

Тишина. Дорога обратно оказалась намного легче. Не было духоты предыдущей ночи. Уже не боялись засады. К рассвету выходим из ущелья.

Мост. Слышим шум Кунара. Броня должна быть где-то рядом. Еще полчаса — и мы у брони, она стоит почти на берегу оеки. Рядом заброшен­ный сад и оросительный канал.

Опять жара, опять хочется пить. Скидываю с себя все и залажу в канал. Пью тут же прямо из канала. Блаженство. Вторая рота пришла по хребту только к обеду. Мы уже давно пришли в себя, а они еще полдня брели по хребту под палящими лучами солнца и без всякой воды. При­шли, как тени. Солнце же сломило и начальника штаба батальона. Обмо­рока и приступа не избежал и он. Что удивительно, хлебание грязной необеззараженной воды сошло мне с рук. Впрочем, больше так воду я уже никогда не пил. Адаптировался через неделю. Вот так и состоялось мое боевое крещение.

Категория: Афганистан | Добавил: tyz (03.09.2009)
Просмотров: 2829 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0

В огне сражений выкован спецназ, Победы дух доступен лишь для нас. Мы защитим от бед родимый дом И славу поколений сбережём.

Бригады дух могуч, непобедим, Своих Героев подвиг славный чтим, Герои те в сердцах у нас горят- Бессмертен подвиг храбрых тех ребят.

Припев Шагай, бригада, гордою стопой, Железный дух твой славен боевой, Присяге будем мы всегда верны, Спецназ - надёжный щит родной страны.

Наш почерк ярок, дерзок и незрим, На страже Беларуси мы стоим, Всегда мы там, где лютый ураган, И песня боевая, и Афган.

5 обр Спн г. Марьина Горка *** Неофициальный сайт *** - спецназ ГРУ, ВДВ, разведка, десантники! Создан Адерихо Е.А tyz.lt@mail.ru ICQ 559503494 Карта сайта

5 ОбрСпн г. Марьина Горка лучшая бригада Спецназа ГРУ Создан Адерихо Е.А tyz.lt@mail.ru ICQ 556545706 Карта сайта